Генрих Корнелиус (известен как Агриппа Неттесгеймский (нем. Agrippa von Nettesheim); 15 сентября 1486, Кёльн — 18 февраля 1535, Гренобль) — разносторонний ученый-алхимик, писатель, врач, натурфилософ, оккультист, астролог и адвокат.

  Образование он получил в Кельнском университете. Некоторые биографы говорят о том, что Агриппа происходил из знатной семьи, однако преобладающей является та точка зрения, что он сам выбрал для себя дворянское имя фон Неттесгейм, назвав себя в честь основателя Кельна.

  Будучи еще мальчиком, Агриппа стал секретарем императора Германии и Италии Максимилиана I. Когда ему исполнилось 12 лет, Максимилиан отправил мальчика учиться в Парижский университет. Там Агриппа вступил в Орден Розенкрейцеров.

  Агриппа вел жизнь, полную приключений, скитаясь в поисках обеспеченного положения и щедрого покровителя по разным городам Италии, Франции, Германии, Фландрии и Англии, будучи попеременно военным, профессором, юристом, практикующим врачом (без соответствующего диплома), историографом и т. д.

  Вначале обратил на себя внимание богословскими лекциями в Доле во Франш-Конте, но своими едкими сатирами восстановил монахов против себя и, обвинённый в ереси, принужден был покинуть этот город, чтобы переселиться в Англию. После того, занявшись некоторое время преподаванием богословия в Кёльне, предпринял путешествие в Италию, где, поступив в военную службу, получил в чине капитана звание рыцаря.

  Репутация мага утвердилась за Агриппой Неттесгеймским с юношеских лет. Уверяли, что в Англии он по просьбе придворного поэта показал ему в магическом зеркале образ умершей жены (преданием этим навеяна «Песнь последнего менестреля В. Скопа). Говорили, что он владеет тайной превращения неблагородных металлов в золото, что монеты, которыми он расплачивается в харчевнях, оказываются после его ухода конским навозом. Агриппе приписывалось также умение одновременно находиться в различных местах; был будто бы зафиксирован случай, когда он в один и тот же час читал публичные лекции в двух разных городах. Врагов он приобретал так же быстро, как и друзей, в результате чего за ним закрепилась слава чернокнижника.

  Одним из достойнейших эпизодов биографии Агриппы является спасение им в 1519 году от костра старухи француженки, которая была объявлена инквизицией "ведьмой". Примечательно, что защитить бедную женщину этому неукротимому противнику схоластики удалось, лишь прибегнув к хитроумным схоластическим доводам и уловкам.

  После нескольких столкновений с церковью известный маг отступил и переехал в Лондон. К этому времени у него уже созрел план обширного произведения – «Оккультной философии». Ученому было всего 24 года, когда он закончил этот знаменитый труд. Однако, по известным лишь ему одному причинам, издал его только за четыре года до смерти.

  Из всех историй о необыкновенных способностях Агриппы, после их тщательного анализа, наибольшего доверия заслуживают его собственные рассказы о контактах с умершими и духами. Они позволяют предположить, что он был в большей степени одаренным медиумом, чем магом. Среди самых известных свидетельств обычно приводят случай, когда Агриппа в присутствии группы уважаемых людей вызвал самого Марка Туллия Цицерона, чтобы послушать одну из его знаменитых речей. Цицерон, послушный могущественным заклинаниям, явился, произнес свою речь и исчез, оставив аудиторию в слезах от сильного волнения.

  Около 1530 года он опубликовал сочинение "О тщете наук и искусств", где выступил против всех наук и оккультизма, встав на ту точку зрения, что знание лишь дает человеку понять, сколь мало он на самом деле знает. Книга вызвала гнев короля, который на год упрятал Агриппу в тюрьму по обвинению в ереси. После выхода из тюрьмы, была напечатана его книга "Об оккультной философии", которая, казалось, противоречила всему, о чем он говорил в сочинении "О тщете наук и искусств". Столь явное несоответствие двух книг сильно поколебало репутацию Агриппы. Кроме двух упомянутых сочинений, оставил ряд мелких трактатов, более или менее парадоксальных, и обширную ценную переписку.

  Воображение современников и ближайших потомков видело в нём «чернокнижника» и колдуна и разукрасило его жизнь измышлениями, подобными тому, что рассказывалось о докторе Фаусте. Так, утверждалось, что некоторые из написанных им книг по демонологии обладали собственным разумом и сознательно доводили до смерти своих владельцев, к которым попадали после смерти автора. Генри Морли пересказывает также предание, согласно которому Агриппа, якобы продавший душу Сатане, держал у себя дома огромного чёрного пса-демона, который и унёс его душу в Преисподнюю.

Зарегистрируйтесь (форма справа) чтобы комментировать