Как может показаться на первый взгляд, слова «магия» и «классификация» никогда не должны находиться вместе в одном предложении. В конце концов, в самом определении понятия «магия» лежит отдаленность от науки и ее систематичных методов. Но, как ни странно, некоторые ученые пытались внести системность и в такую неоднозначную сферу, как магия. Одним из заинтересованных этой темой исследователей был Джеймс Фрэзер.


   Джеймс Фрэзер – известный историк, культуролог и антрополог из Великобритании, рожденный в XIX веке и проживший почти сотню лет. Библиография Фрезера весьма обширна, но в основном он известен за свой магнум опус: «Золотая ветвь: исследования магии и религии» из целых двенадцати томов. Именно там он попытался систематизировать и связать вместе различные понятия из истории религии и фольклора различных древних народов. Позже, впрочем, многое из его теории было отвергнуто официальной наукой.

 

Контагиозная магия

 Контагиозная магия имеет свое название от латинского слова «contagio», что значит «заражение». Согласно Фрэзеру, именно по «заразительному» принципу она и работает: из двух объектов, вступающих в контакт в определенный временной отрезок, объект А «заражает» объект Б и позже даёт способность воздействовать на него без прямых контактов. Наиболее распространенное в древних культурах проявление таких верований – удаление у человека каких-либо незначительных частей тела (зубы, ногти, волосы) и дальнейшее избавление от них (сожжение или выбрасывание в реку).

 

Гомеопатическая магия

  Основной принцип гомеопатической магии заключается в особой связи, порождаемой подобием двух объектов: как говорил сам Фрэзер, «из подобного выходит подобное». То есть, два объекта должны иметь между собой какие-либо схожие признаки, что как бы обеспечивает единообразие этих объектов. Так, магия вуду – типичнейшая гомеопатическая: маленькую куклу связывает с человеком сходство в самых общих чертах. Согласно верованиям народов, практиковавших вуду, этого достаточно, чтобы через куклу нанести вред человеку, которого она обозначает.

  Хотя теория Джеймса Фрэзера в итоге так и не была признана официальной наукой и пока что не нашла никакого практического применения, его классификация магии – интересный способ привнести системность в ту сферу, которая, как правило, оной не подразумевает. И пусть многими его теория забыта, термины «контагиозная магия» и «гомеопатическая магия» используются и по сей день.

Зарегистрируйтесь (форма справа) чтобы комментировать