Своей славой Тибет обязан, прежде всего, убеждению, что чудеса встречаются здесь на каждом шагу, как полевые цветы весной на лугах. Тибет всегда внушал жителям соседних стран благоговейный ужас. Задолго до рождения Будды индусы обращали свой взор в сторону Гималаев со священным трепетом. Из уст в уста передавались истории о таинственной, скрытой облачной завесой стране, раскинувшейся на плечах снежных гор исполинов.


  Восхитительные панорамы, открывающиеся глазам путешественников, превосходили самое изощренное воображение писателей-фантастов, создающих в своих романах обители для демонов или для богов. Но никакое описание не сравнится с безмятежным величием, грозным достоинством, потрясающим ужасом, волшебной прелестью пейзажей Тибета. В отличие от западных теорий, объясняющих непонятные явления вмешательством существ из потустороннего мира, тибетские учения объясняют их проявлением человеческой психики.

  Тибетцы различают две категории таких явлений. Первые – явления, вызываемые одним индивидом или группой индивидов бессознательно. Поскольку создатели явлений действуют бессознательно, то оно, само собой разумеется, не преследует никакой заранее определенной цели. Вторые явления вызываются сознательно, для получения определенного результата. Чаще всего они производятся одним индивидом. Этот индивид обычно бывает человеком, но может принадлежать к любому из шести классов существ, населяющих, по верованиям тибетцев, Вселенную. Необходимо учесть также, что в представлении тибетца любое явление, вызванное сознательно или бессознательно, всегда обусловлено разными причинами, то есть, концентрация мысли, вызывающая к жизни различные явления, не вполне произвольна: она служит непосредственной причиной явления, но ей предшествуют множество вторичных и в равной степени необходимых причин.

  Секрет психической тренировки в понимании тибетцев заключается в развитии способностей концентрировать мысли, намного превосходящей интенсивность концентрации обычных людей. Как утверждают тибетцы, в результате концентрации мысли возникают энергетические волны. Энергия, по их мнению, рождается при любом физическом действии или работе сознания (по буддийской классификации – при работе духа, слова или тела). Именно от интенсивности этой энергии и от сообщаемого ей направления зависит возникновение психических явлений. По словам тибетских учителей-магов, с помощью мощной концентрации мысли можно заряжать волнами какой-нибудь предмет, как заряжают электрический аккумулятор. Затем этот предмет может, в свою очередь, отдавать заключенную в нем энергию. Например, может увеличивать жизненную силу входящего в соприкосновение с ним человека, сообщать ему бесстрашие и т.д. Исходя именно из этой теории, тибетские ламы изготавливают пилюли, святую воду и различные амулеты, предохраняющие от несчастий и заболеваний.

  Кроме того, тибетцы утверждают, что посредством концентрации мысли опытные ламы могут проектировать возникшие в их уме образы и создавать всевозможные иллюзии: людей, божеств, животных, разные предметы и пейзажи. Эти иллюзии не всегда появляются в виде неосязаемых призраков. Часто они вполне доступны нашим чувствам. Например, лошадь-иллюзия бежит рысью и заливается ржанием, иллюзорный всадник может соскочить с нее, заговорить с прохожим, съесть пищу приготовленную из обычных продуктов. Призрачные розы распространяют далеко вокруг нежный аромат. Дом-иллюзия дает приют путникам из плоти и крови. Все сказанное кажется просто волшебной сказкой, и девяносто девять процентов тибетских рассказов о подобных происшествиях заслуживает именно такого отношения. Но иногда реальность странных явлений отрицать нельзя.

  Мистическая теория Тибета позволяет каждому человеку испытать себя на пути к вершинам духовного совершенства. Она создала целую систему подготовки учеников, постоянно пополняющих ряды магов и волшебников. Вступающие на этот чреватый опасностями путь руководствуются побуждениями различного порядка – некоторых влечет желание получить ответ на философские вопросы, по их мнению, толкуемые в книгах не полностью или неверно. Есть среди них и мудрецы, постигшие истину, что все добрые дела, вместе взятые, бессильны освободить нас из темницы мира и от собственного «я», и они стараются обрести тайну нирваны. Наконец, небольшое число любознательных полускептиков стремится узнать на собственном опыте, какая доля истины заключается в передаваемых шепотом удивительнейших историях о некоторых чудесах, совершаемых великими магами.

  Почти все эти жаждущие озарения адепты, зачастую стремящиеся к цели, неясной для них самих, являются членами монашеского ордена. Но это, впрочем, не обязательно. Монашескому сану свободные мистики придают мало значения. Для них важна только степень посвящения. Между простым монахом и кандидатом на посвящение имеется существенная разница. Монаха приводят в монастырь его родители в возрасте восьми или девяти лет, и он часто остается в монастыре скорее по привычке, чем по настоящему призванию. Кандидату же на посвящение всегда больше двадцати лет, и он следует собственному влечению, не удовлетворяясь обычной монашеской жизнью, и настойчиво стремится попасть в ученики к наставнику. Выбор духовного наставника – гуру – чрезвычайно важный момент, от которого зависит весь жизненный путь молодого претендента на звание «кандидата тайных наук». Роль наставника заключается в руководстве подготовительным периодом очищения. Учитель должен побудить своего ученика освободиться от верований, идей, благоприобретенных привычек и врожденных склонностей. Ученику не навязывается никаких теорий. Его сознание всегда остается свободным, он может верить, отрицать, сомневаться. Послушание обязательно только в том, что касается тренировки и образа жизни, предписываемых учителем.

  В течение более или менее длительного испытательного срока учитель проверяет, на что способен его ученик. Возможно, впоследствии он объяснит ему смысл только нескольких философских книг, обратит его внимание на значение некоторых символических диаграмм и научит основным методическим медитациям. Если же лама сочтет его способным на большее, он наметит для него программу духовного развития. Тибетцы резюмируют такую программу тремя словами: изучать, размышлять, понимать. Чтобы ученик имел возможность спокойно предаваться медитациям и другим упражнениям программы, лама приказывает ему уединиться. Существует много разновидностей уединения: от самого мягкого вида – заточения в собственном доме, до сурового – заточением в абсолютной темноте. Принято думать, что человек не может привыкнуть к слишком долгому заключению в полной изоляции. Когда изоляция бывает слишком длительной, она вызывает серьезные мозговые нарушения, что может привести к отупению или полному безумию. Однако к тибетским отшельникам это не имеет никакого отношения.

  Эти люди подготовлены к одиночеству. Прежде чем запереться в своем укрытии, или уединиться в пустыне, они накапливают в памяти множество идей, которые они будут обдумывать во время уединения. Кроме того, они никогда не остаются бездеятельными. Каждый час наполнен различными упражнениями, систематической работой над своим духовным развитием. Упражнения, выполняемые затворником во мраке, очень разнообразны и слишком многочисленны, чтобы кто-нибудь мог их полностью перечислить. В тибетской мистической литературе встречаются описания лишь некоторых из них. Но в этих описаниях намеренно умалчивается наиболее интересный момент – смысл и цели этих упражнений. Исчерпывающие сведения можно получить только от учителя.

  Кроме умственных упражнений ученики делают дыхательную гимнастику по системе йогов, принимая определенные позы во время дыхания. Тибетцы утверждают, что овладевшие техникой дыхания не только развивают физические способности, но и достигают победы над страстями, гневом, плотскими желаниями. Они становятся безмятежными, приобретают склонность к размышлению, в них пробуждается духовная энергия. К дыхательным упражнениям, повторяемым по несколько раз в день, затворник постепенно присоединяет медитацию – созерцание специальных диаграмм, начертанных на бумаге или ткани, на камне, металле или дереве. На следующем этапе подготовки ученику предстоит вдохнуть жизнь в диаграмму, бывшую до сих пор инертной вещью, простой памятной записью. Сделать это предлагается с помощью жизненной силы верующего. Сообщенная предмету жизнь поддерживается ежедневными поклонениями ему. Невозможно дать полный перечень упражнений, выполняемых учениками, так как никто не в состоянии знать их все, но стоит отметить, что все они ведут к единой конечной цели – «полному освобождению».

  Завершающим этапом обучения считается классический вид духовной тренировки. Убедившись, что ученик подготовлен, учитель приказывает ему уединиться для медитации, избрав предметом медитации покровительствующее ученику божество. Обычно для создания связи между учеником и его божеством совершается соответствующий обряд. Предающийся медитации ученик должен наделить образ божества личными атрибутами, например, представить его с четками, книгой или саблей в руке. Ученик прерывает свою медитацию только для принятия очень скудной пищи один раз в день или непродолжительного сна. Часто он совсем не ложится отдыхать. В Тибете существуют специальные кресла, именуемые «гамти» (ящик-кресло). Это ящик со стенками длиной приблизительно 60 см. Одна из них служит спинкой. На дно ящика кладут подушку, на которую, скрестив ноги, садится лама. Часто, чтобы легче было сохранять одну и ту же позу во время длительных медитаций или во время сна, отшельники пользуются веревкой медитации. Это полоса ткани, которую пропускают вокруг колен и затылка, или же вокруг колен и поясницы, для поддержания таким образом тела в равновесии. Очень многие анахореты проводят в этом положении все дни и ночи. Они время от времени дремлют, никогда по-настоящему не засыпая, и, за исключением коротких мгновений дремоты, совсем не прерывают процесса медитации. Так проходят порой месяцы, даже годы. Учитель от случая к случаю является осведомиться об успехах ученика. Наконец, в один прекрасный день последний сообщает учителю, что его труд увенчался успехом – он узрел явление божества.

  Обычно явление это бывает кратким и неясным. Учитель в этом случае решает, что это было только поощрение, но не окончательный результат. «Превосходно, - говорит учитель, - но вы должны заслужить еще большую милость – получить благословение божества, услышать его слова». Пройти первые этапы тренировки бывает относительно легко. Но последние требования очень трудны. Только незначительное меньшинство может добиться их осуществления. «Вы добились своей цели, - заявляет тогда учитель счастливому ученику – Мне нечему больше вас учить. Теперь вы приобрели покровительство более «высокого наставника». Некоторые ученики благодарят учителя и, гордые собой, возвращаются в монастырь или же удаляются в пустыню и до конца своих дней «забавляются» своим призрачным приятелем. Но есть такие, которые остаются. Они простираются у ног ламы и признаются в страшном прегрешении... Ими овладели сомнения, и они при всем старании не могут от них избавиться. Их осенила догадка, что они созерцают призрак, рожденный их собственным воображением. Учитель пытается разубедить ученика. Но если сомнения ученика становятся твердым убеждением, учитель говорит ему: «Именно это и нужно было понять. Боги, демоны, вся Вселенная только мираж. Все существует только в сознании. Их порождает сознание и сознание их убивает».

В этих словах заключается основа учения мистиков Тибета.

Источник: интернет-тазета "Джентри" №9 2012год

Зарегистрируйтесь (форма справа) чтобы комментировать