В повседневных беседах мы иногда говорим и слышим: «да как такое можно было построить»! И говорится это чаще в негативном ключе, характеризуя современные постройки как хлипкие, кривые, неуместные и вульгарные. Но вот такой же возглас по отношению к древним сооружениям, дожившим до наших дней, носит прямо противоположную эмоциональную окраску. Храм Рамаппа вызывает недоумение, восхищение и трепет перед мастерством древних зодчих.

 Храм расположен на юге Индии, в штате Телангана на территории деревни Палампет и известен под двумя названиями: Рамаппа или Рамалингешвара.

 Единственное, что не является загадкой строительства храма - это дата постройки, заказчик и главный архитектор. Надпись в храме датируется 1213 годом нашей эры и повествует, что его построил генерал Речерла Рудра Редди в период правления какатийского правителя Ганапати Дэвы. А вот назвали храм в честь его архитектора - Рамаппа Темпл, который работал над храмом 40 лет, и это, пожалуй, единственный храм в Индии, носящий имя своего зодчего.

 Рамаппа сохранился лучше аналогичных индийских храмов, несмотря на то, что перенес сильное землетрясение. Все дело в материалах и технологии строительства, которые были на очень высоком уровне, не понятно как реализованном без электроинструмента, кранов и другой строительной техники.

 Основная часть строения возведена из красноватого песчаника. А колонны по внешнему периметру и во внутреннем зале украшены вставками из черного базальта. На внешних колоннах размещены большие вставки со статуями животных и апсар - индийских полубогинь, небесных или водяных духов-танцовщиц. Внутренняя колонна украшена меньшими по размеру базальтовыми резными барельефами с изображением аналогичных мотивов. Все фигуры выполнены с потрясающим изяществом, детализацией и отполированы до блеска.

Загадка первая - как обрабатывали базальтовые украшения храма?

 Каждая большая вставка со статуей - это один цельный кусок базальта. Твердость базальта по шкале Мооса - около 6 (что соответствует твердости современных бытовых сталей). Таким образом, для резьбы такого качества и объема по базальту, в 1213 году индийцы должны были владеть как минимум технологией выплавки сверхтвердых сталей. Но есть и другая версия изготовления базальтовых фигур.

 Дело в том, что при постукивании по фигурам твердым предметом, раздается звон, тональность которого различается в разных местах статуи. Это означает, что плотность базальта не одинакова, и добиться такого эффекта можно только литьем базальта. Но тут снова не все просто, а вернее очень сложно, ведь базальт плавится при температуре от 1100° до 1250° по цельсию. Сжиганием дров такой температуры не добиться, только углем в хорошо теплоизолированной печи с принудительной подачей воздуха. А с учетом размеров форм для литья, трудно представить - как они это делали. Да и вопрос с полировкой отлитых скульптур все равно остается открытым...

Загадка вторая - откуда взялись такие технологии строительства?

 В апреле 1843 года почти все окрестные строения были разрушены землетрясением. Однако храм, которому на тот момент было уже больше 600 лет, устоял. Как такое возможно - первое что приходит на ум. Конечно же храм получил повреждения: некоторые блоки пола поднялись вверх, а колонны немного осели и покосились. Храм не рухнул благодаря трем строительным приемам, которыми владел архитектор Рамаппа и строители храма.

 Храм стоит на фундаменте глубиной 3 метра. Состав древнего фундамента такой: гранитная крошка, тростниковый сахар, речной песок и неизвестный связующий материал.

 Самая высокая часть храма - крыша в виде башни, сложена из облегченных кирпичей. Они такие легкие и пористые, что плавают в воде. Кирпичи напоминают вулканическую пемзу, но значительно прочнее.

 Соединение многотонных строительных блоков пола и колонн осуществлялось по принципу шип - паз, поэтому некоторые элементы вывернуло из конструкции при землетрясении, но сами колонны устояли.

 Откуда взялись эти технологии и почему не дошли до наших дней, мы уже не узнаем. Вероятно причин несколько - войны, разрушение библиотек, природные катаклизмы. А может быть всему виной отсутствие спроса - ведь потратить 40 лет на строительство объекта может позволить себе не каждый...

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на нас в дзен или вконтакте - будет еще много интересного!

Читайте по теме:

Антигравитационные технологии при строительстве Кораллового замка

Удивительные факты об Аркаиме

Подземный храм Тамплиеров

Зарегистрируйтесь (форма справа) чтобы комментировать