Христиане считали, что его чудеса – это представления, которые устраивает дьявол. Он стал жертвой собственных магических опытов, погибнув в результате неудачной попытки воскреснуть из гроба, куда, по его требованию, ученики положили его живым, а через три дня нашли мертвым. Согласно другой легенде, его поборол апостол Петр: в одном из полетов демоны, поддерживающие своего повелителя в воздухе, испугавшись молитвы Петра Господу, рассеялись, и Симон Волхв, упав со страшной высоты, разбился вдребезги.

 

Смерть Симона - Мага

  Он жил в I веке н. э. в Самарии и слыл одним из самых опасных врагов христианства: именно его считают родоначальником всех церковных ересей. Впервые он упоминается в книге Деяний Апостолов (III, 9, 10): «Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волховал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого. Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия».

  Далее в Новом Завете рассказывается, что архидиакон Филипп, успешно проповедуя Евангелие в Самарии, крестил там и Симона Волхва. Когда же из Иерусалима прибыли апостолы Петр и Иоанн, чтобы посредством возложения рук низвести дары Святого Духа на крещеных, Симон Волхв предложил им денег за сообщение ему их «секрета» и был строго обличен и отвергнут апостолом Петром: «Симон же, увидев, что чрез возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получил Духа Святого. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги» (Деяния Апостолов, VIII, 18-20). От имени Симона Волхва и пошел грех симония – продажа и купля церковных должностей.

  Намного больше о Симоне – маге говорится в апокрифических христианских же текстах. Они не вошли в состав признанного Церковью Нового Завета, однако бытовали в течение еще многих веков в рукописной традиции разных земель и народов. Это апокрифические деяния апостолов Петра и Павла, “прение” апостола Петра и Симона и “Клементины” – древнехристианский роман 2 века, описывающий приключения св. Климента, папы римского, по легенде, ученика и преемника апостола Петра.

  В них Симон-маг обычно изображается неудачным соперником Симона-Петра (апостола Петра, который по рождению был Симоном, однако назван Иисусом “Петром” – “камнем”). Это известный бродячий сюжет о “поединке волшебников”. Симон – маг пытается состязаться с Симоном – “Камнем” и терпит неудачу, также вступает в прение по основам христианского вероучения и опять терпит поражение. Несмотря на такую незадачливость, рассказывается, что Симон – маг умеет входить и выходить целым и невредимым из огня, сбрасывать с себя цепи, менять свой облик, летать по воздуху и воскрешать мертвых. Он был современником Христа и начал проповедовать примерно в то же время. Примечательно то, что Иисус Христос Нового Завета умел лишь “ходить по воде”, то есть “укротил” стихию воды, в то время как Симону – магу оказались “подвластны” огонь и воздух – другие стихии. И оба они могут воскрешать мертвых. Но сверхъестественные способности Симона – мага христианами неизменно объяснялись результатом дьявольского наущения.

  Литературное оформление легенда о Симоне – маге нашла в христианском романе 3 века н.э. “Римские деяния”, в котором рассказывается о встрече Симона – волхва с апостолом Петром в Риме. Как раз там появляется такая деталь как черный пес, сопровождающий волшебника. (Этот черный пес – спутник мага будет кочевать потом по жизнеописаниям магов Средневековья, от Фауста до Агриппы). Симону-магу тут также приписывается ложные похороны и воскресение, что вновь является свидетельством его конкурентной борьбы с образом Христа. Вряд ли было подобное соперничество между людьми – Симоном-магом и Иисусом, однако как персонажи в коллективном воображении как минимум трех веков они соперничали друг с другом. В христианской традиции с тех пор особенно подчеркивается роль Симона-мага как “имитатора” Христа, не наделенного, в отличие от него, даром истинной благодати и божественной харизмой. Поэтому Симон-маг может лишь выдавать себя “за кого-то великого”, не являясь таковым на самом деле. Церковные историки обыкновенно относятся к фигуре Симона-мага, как к сопернику и коварному соблазнителю той, древней, христианской паствы, который пытался “растлить непорочную невесту Христову – святую церковь своим духовным блудом”.

  Симон-маг собрал вокруг себя последователей, которые образовали самостоятельную сексту симониан и вскоре объявился в Риме при императоре (по одним источникам – Нероне, то есть в 54-68 г. н.э., по другим – при Клавдии, немного раньше, с 41 по 54 год н.э.). Находясь в Риме, Симон Волхв восхитил всех своим магическим искусством. Дошли сведения, что он изучал магию в Египте, мог сделаться невидимым и летать по воздуху, лечил болезни, оживлял статуи и заставлял их смеяться и танцевать, воскрешал умерших и вызывал духов. Он мог сделать человека из воздуха, что, по его словам, было сложнее, чем сделать человека из земли, как Бог Адама, он мог превратиться в зверя, не был восприимчив к огню и ранам, превращал камни в хлеб, заставлял деревья зеленеть и цвести.

  Отдельные группы симониан продолжали существовать еще на протяжении двух или трех столетий после смерти Симона - Волхва, но они не пользовались уважением даже в гностических кругах из-за злоупотребления какими-то экстремальными формами колдовства.

  Считается, что система Симона-мага была изложена им в трактате под названием Apophasis Megale (Великое Изъяснение), исполнявшем, по-видимому, у симониан роль “священного писания”. Из этого произведения сохранились существенные фрагменты в составе книги христианского писателя Ипполита Римского (2 век н.э.), полемизировавшего с различными еретическими “лжеучениями”. Однако, по всей видимости, это Изъяснение было составлено уже после смерти Симона-мага, или его самым известным учеником, тоже самаритянином, Менандром, или даже еще более поздними последователями из симониан.

  В отличие от апостолов Христа, Симон-маг считал церемониальную магию одним из кратчайших путей к постижению Бога. Потому он и снискал себе славу могущественнейшего чародея своего времени. К примеру, когда он желал обратиться к помощи духов, то совершал следующую манипуляцию: записывал на куске пергамента свою просьбу или обращение, ставил посреди святилища раскаленную жаровню и бросал в нее свои записи вперемешку с именами духов и магическими заклятиями. Через недолгое время “начинало казаться, будто божественный Дух овладевал волхвом, который погружался в такое состояние, что мог ответить на любой вопрос. При этом над пламенеющей жаровней появлялись фантастические привидения, а иногда огонь спускался прямо на те предметы, на которые он указывал, или же вызванное им божество, пересекая комнату, прочерчивало в своем полете огненные круги”. Так, в глазах своих соперников, он был не только ересиархом, но и волшебником – теургом.

  Абсолютное начало всего возможного и действительного, по учению Симона – мага, лежит двойственный огонь — скрытый и явный; первый скрывается во втором, второй возникает из первого; помимо метафорического названия сверхнебесного огня, абсолютное начало Симона обозначается и философски посредством аристотелевых понятий δύναμις и ερέργεια (потенция и акт). Первый акт абсолютного начала есть всеобъемлющая мысль, мысленно рождая которую абсолютное определяется как ум и отец. Говорилось также, что поскольку спасение достигается не добрыми делами, но знанием, даруемым свыше, человеческая жизнь не нуждается в моральных запретах и все допустимо.

Зарегистрируйтесь (форма справа) чтобы комментировать