Купальская ночь – детище язычества и христианства. На стыке противоборствующих традиций зародился праздник. А его главный герой – некий Иван Купала. Кто же это такой?

Первая ипостась – Бог летнего Солнца

 Славянский календарь тесно привязан к природному циклу. Его кульминация – день летнего солнцестояния, который символизирует:

  • пик плодородного сезона;
  • самую теплую пору года;
  • долгие дни и короткие ночи.


 Это время сытости и удовольствий. И покровительствует им Купала, Купало, Купайло – Бог летнего Солнца. Он отвечает за радость жизни, любовь, богатство, удачу. Его символы:

  1. Костры и огонь в любом виде. Пламя – знак чистоты и активности мужского начала.
  2. Украшенные шесты и деревья. Они олицетворяют плодородие, а также указывают на движение снизу вверх (от семени к ростку).
  3. Венки и хороводы. Их задача – подчеркнуть круговорот дней, в котором люди бесконечно встречаются и расходятся, обретают и теряют, смеются и плачут.

 Купала представляется как красивый юноша с вьющимися волосами до плеч. В его прическе – цветы. Он облачен в белую рубаху и простые штаны. В его руках – посох то ли путника, то ли пастуха. А рядом с ним шагает прелестная Кострома – его сестра и возлюбленная.

Вам может быть интересно:

Боги Славян - Карна, Своба, Купало, Коляда, Лель, Джевана, Скатия, Циза, Квасур

Колдовские праздники кельтов

Магическая сила Рода и её влияние на жизнь людей

 В момент наступления солнцестояния они ещё не знают о своей кровной связи. Купала искренне любит Кострому, и та отвечает ему взаимностью. Они наслаждаются отношениями до тех пор, пока боги не открывают правду об их родстве. Тогда Кострома в ужасе бросается в воду и превращается в русалку. Опустошенный же Купала сжигает себя в костре.
Так заканчивается их история. Но празднование Купальской ночи акцентирует внимание именно на счастливом моменте, когда ничего плохого ещё не случилось. Есть прекрасная дева. От неё без ума очаровательный юноша. И он – в форме бога летнего солнца – царит над миром, благословляя всех живущих и исполняя все на свете желания.

Вторая ипостась – христианский святой

 Распространение новой религии предполагало использование старых праздников. Христианство сохраняло значимые для язычников даты, но «назначало» на них собственные торжества. В частности, Купальская ночь стала предшествовать Рождеству Иоанна Крестителя.

 И здесь следует отметить несколько весомых моментов:

  1. Изначально Солнечный Бог славян не имел имени (либо же оно нам неизвестно). О Купале стали говорить лишь в XVII веке.
  2. Само слово «Купала» – отсылка к традиции язычников окунаться в воду и купаться на празднованиях летнего солнцестояния.
  3. Иоанн Креститель же прославлен тем, что крестил Христа в реке Иордан. Один из эпитетов святого – «купатель, погружатель».

 Когда христианство «заняло» дату летнего солнцестояния, произошло совмещение двух персонажей. Солнечного Бога в народе соотнесли со святым и назвали в его честь:
1) Иван – это Иоанн;
2) Купала – намек не столько на крещение и Крестителя, сколько на сам факт окунания в воду.

 Так в народном сознании некий безымянный бог летнего солнца слился с христианским святым и превратился в Ивана Купалу.

 Из-за перехода на григорианский календарь праздник сместился вперед. И вместо июньского летнего солнцестояния теперь почитается ночь на седьмое июля. Но суть сохранилась. Это по-прежнему торжество сияющего солнца, которое озаряет и согревает мир. Вопреки всему.

Зарегистрируйтесь (форма справа) чтобы комментировать